Российским нефтяникам сегодня предстоит
доказать ФАС, что цены на бензоколонках экономически обоснованы.
Крупнейшие игроки на розничном рынке топлива обсудят с представителями
Федеральной антимонопольной службы ценообразование, а также порядок
изменения стоимости бензина в соответствии с мировой динамикой цен на
нефть.
Осенью 2008 года Федеральная
антимонопольная служба признала "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКойл" и
"ТНК-ВР" нарушителями антимонопольного законодательства. Обвинила в
картельном сговоре и высоких ценах на бензин. И наложила штрафы до
полутора миллиардов рублей. Компании попытались оспорить обвинение.
Арбитражный суд Москвы рассмотрел дело "ЛУКойла" и встал на сторону
антимонопольной службы. Тогда "ЛУКойл" начал повторное разбирательство.
Компания "Газпром нефть" добилась отмены штрафа в суде
Санкт-Петербурга. Тем временем ФАС выдвинула повторные обвинения.
С ноября 2008 года по июнь 2009 года
бензин дешевел. Нефть за это время опустилась до 40 долларов, а затем
поднялась до 70 долларов. Весь год цены на нефть менялись
разнонаправлено. Стоимость же топлива росла без остановки четыре с
половиной месяца подряд. Повторные штрафы ФАС увеличились впятеро.
Теперь с "Газпром нефти" требуют более четырех с половиной миллиардов
рублей. "ТНК-ВР" наказана на 4 миллиарда 200 миллионов, "ЛУКойл" – на 6
с половиной миллиардов, "Роснефть" – почти на 5 миллиардов 300
миллионов рублей.
Ограничить рост бензиновых цен пытались
административными методами. В сентябре 2005 года, когда литр прибавил
20% за 9 месяцев, правительство ввело мораторий на изменение стоимости
топлива. До января 2006 года цены замерли. Мораторий 2007 года – он
тоже был введен в начале осени – компании нарушили. Бензин к январю
2008-го прибавил в цене около 2%.
Теперь Федеральная антимонопольная
служба предлагает нефтяникам свою систему расчетов. Привязать стоимость
литра топлива к цене барреля нефти на внешних рынках. Минус таможенная
пошлина – в среднем в этом году она составила 271 доллар за тонну, и
транспортные расходы. "Газпром нефть" и "ЛУКойл" поддержали инициативу
и направили в ФАС встречные предложения с уточнениями и дополнениями.
Спорным моментом оказался временной лаг – реакция российского рынка на
изменения мирового. ФАС считает, что нефтяники должны менять цены на
бензоколонках вслед за котировками на биржах. В компаниях говорят, что
технически это невозможно.
|