Министерство промышленности и торговли предлагает запретить использование автомобилей старше 25 лет в коммерческих целях.
Ни
для кого не секрет, что на российских дорогах очень много старых машин.
Пассажирам довольно часто приходится передвигаться по пригородам на
разваливающихся "пазиках", давно снятых с производства. По городам и
между ними - на не менее древних "Икарусах". А какие грузовички
собирают мусор, а также возят грузы - и говорить страшно. На недавних
парламентских слушаниях заместитель министра промышленности и торговли
Станислав Наумов озвучил предложение внести поправки в Закон "О
безопасности дорожного движения". А конкретно: ограничить эксплуатацию
автомобилей, использующихся в коммерческих перевозках. Главное слово
здесь - коммерческие. То есть автобусы, которые перевозят пассажиров и
берут за это деньги, грузовики и фуры, перевозящие грузы, такси
различных видов - в общем, все, что относится к лицензируемым видам
деятельности. На личный транспорт предложение ограничить сроки
эксплуатации не распространяется.
Суть инициативы - запретить с
2012 года коммерческую эксплуатацию легковых автомобилей старше 25 лет,
грузовых - старше 20 лет, а с 2011 года - автобусов старше 15 лет и
грузовиков старше 25 лет.
Впрочем, в своем предложении
министерство делает оговорку, что вносить такие требования можно только
по согласованию с ним и только при условии, что автопроизводители
подготовят соответствующую программу обновления парка.
Чтобы у
владельцев старых машин были реальные и вполне подъемные предложения
для замены старых автомобилей на более свежие или новые.
Кстати,
такая формулировка довольно расплывчата. Ведь производитель может
посчитать свои цены вполне подъемными, а покупателю они будут казаться
заоблачными. Где искать правды в этом случае?
Между тем, по
данным аналитического агентства "Автостат", на наших дорогах
автомобилей старше 10 лет - более 45 процентов от всего автопарка.
Среди легковых машин эта доля составляет 48 процентов. То есть довольно
скоро им придет срок выходить из эксплуатации. Грузовиков старше 20 лет
- 55 процентов от парка такого транспорта. Понятно, что от старья надо
избавляться. Но одним махом этой проблемы не решить. Что делать со
списанным транспортом? Можно предположить, что кто-нибудь прикупит себе
на дачу какой-нибудь старый "ГАЗ" - картошку возить. Но вряд ли кому-то
понадобится для личных целей старый "Икарус" с гармошкой.
Соответственно вывести этот автобус из коммерческих перевозок можно
только на помойку.
Кстати, надо заметить, что рынок утилизации
автотранспорта у нас в стране пока в зачаточном состоянии. И вряд ли за
два года дорастет до такого уровня, чтобы поглотить всю эту гору
металлолома.
К тому же обновление парка дело не из дешевых.
Мелким частным предприятиям его вообще не потянуть. А крупные встанут в
очередь за государственными субсидиями. И если государство захочет
сохранить автоперевозки, то ему придется где-то изыскивать средства. А
сумеет ли оно найти их в нужном количестве к 2012 году - большой вопрос.
Но
все это пока только предложения. Надо сказать, что и сам закон о
безопасности дорожного движения уже настолько устарел, что внесением
поправок в него ничему не поможет. Может, стоит начать с организации
утилизации транспорта, с создания нормальных условий для его
обновления, то есть насытить рынок качественными и дешевыми
автомобилями.
Еще раз повторимся, что это предложение
минпромторга не распространяется на обычных автовладельцев. Они могут и
дальше спокойно ездить даже на самых древних "Жигулях". Для них
существует лишь одно ограничение эксплуатации - своевременное
прохождение государственного технического осмотра.
Кстати
По
данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД
России, за 2008 год в стране зарегистрировано 32 миллиона легковых
автомобилей, из них 17 миллионов машин - моложе 10 лет. Грузовиков - 5
миллионов, из них 2 миллиона - до десятилетнего возраста. 894 тысячи
автобусов - из них полмиллиона младше 10 лет.
Владимир Баршев
|